8 (960) 3-777-000

dolinamod@mail.ru

Л.Комсомола, 41-409

Ульяновск, Новый город

08:00 - 17:00

Выходные: суб, воскр.

#из_истории_костюма_шейпори

 ШЕЙ_ПОРИ          Обсудить

Портрет Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в роли Раневской 1904 год. Художник: Николай Павлович Ульянов (1875 — 1949 гг.)
Изображена: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 — 1959 гг.) в сценическом костюме и гриме Раневской (спектакль по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»). Актриса изображена в рост. В платье бледно-сиреневого цвета. 1904 Холст, масло. Москва. Музей МХАТ.
👉🏻Платье, в котором позирует Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, сохранилось до наших дней. Оно, как и портрет, находится в музее Московского художественного академического театра (Музей МХАТ).
👉🏻Его детальное описание звучит так: Сценический костюм О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской из спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова — платье из шелка, отделанное бархатной лентой лилового цвета с воротом из белых кружев. Автор эскиза платья Виктор Андреевич Симов (1858—1935) — русский и советский художник и сценограф. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
👉🏻Премьера пьесы Чехова «Вишневый сад» состоялась на сцене Московского художественного театра 17 января 1904 года. 👉🏻Первой актрисой, исполнившей роль Раневской, стала жена Антона Павловича, блистательная актриса Ольга Книппер. Тогда Чехов посчитал, что Станиславский «сгубил» его пьесу, но и по сей день «Вишневый сад» — одна из самых популярных у театральных режиссеров пьес, а роль Раневской – жемчужина в репертуаре любой актрисы. Среди них – Алла Тарасова, Алла Демидова, Алиса Фрейндлих, Рената Литвинова и многие другие. Премьера имела, по словам Станиславского, «лишь средний успех, и мы осуждали себя за то, что не сумели, с первого же раза, показать наиболее важное, прекрасное и ценное в пьесе». На премьеру Чехова привезли чуть ли не силой, да и то только к концу третьего действия. А в последнем антракте устроили, с помпой, с длинными речами и подношениями, чествование по поводу 25-летия его литературной деятельности. «На самом юбилее, — вспоминал впоследствии Станиславский, — он не был весел, точно предчувствуя свою близкую кончину. Когда после третьего акта он, мертвенно бледный и худой, стоя на авансцене, не мог унять кашля, пока его приветствовали с адресами и подарками, у нас болезненно сжалось сердце. 👉🏻Из зрительного зала ему крикнули, чтобы он сел. Но Чехов нахмурился и простоял все длинное и тягучее торжество юбилея, над которым он добродушно смеялся в своих произведениях. Но и тут он не удержался от улыбки. Один из литераторов начал свою речь почти теми же словами, какими Гаев приветствует старый шкаф в первом акте: «Дорогой и многоуважаемый… (вместо слова «шкаф» литератор вставил имя Антона Павловича)… приветствуя вас» и т. д. Антон Павлович покосился на меня — исполнителя Гаева, и коварная улыбка пробежала по его губам. Юбилей вышел торжественным, но он оставил тяжелое впечатление. От него отдавало похоронами. Было тоскливо на душе… Антон Павлович умер (Примечание: 15 июля 1904 г.), так и не дождавшись настоящего успеха своего последнего благоуханного произведения».
👉🏻Зрители Художественного театра 1930-х годов знали и любили Раневскую в исполнении Ольги Книппер. То, что Ольга Леонардовна продолжала играть эту свою знаменитую роль в «Вишневом саде», освещало непреходящей поэзией старый спектакль, все еще шедший в первоначальных мизансценах 1904 года. Ее участие было главным поэтическим смыслом спектакля и спасало его от налета музейности. 👉🏻Она до конца сохраняла свое творческое право на эту роль. Раневская оставалась ее созданием, которое оказывалось непревзойденным всякий раз, когда в спектакль входили другие, даже самые талантливые актрисы. Казалось, что Ольга Леонардовна одна владела какой-то заветной тайной этого тончайшего, сложнейшего по внутренним психологическим переплетениям чеховского образа. Угадав еще тогда, в начале века, что самое трудное для актрисы в Раневской — найти ее «легкость», она ничем не отяжелила ее и с годами. Когда слушаешь теперь фонографическую запись «Вишневого сада», поражает ее мастерство — филигранность рисунка каждой фразы, весомость каждого слова, богатство оттенков, необыкновенная смелость и точность самых неожиданных внутренних переходов, стройная гармония целого. Но когда Ольга Леонардовна была Раневской на сцене, вряд ли кто-нибудь в зале задумывался о ее мастерстве. Казалось, что она ее и не играет вовсе и все, что она делает, рождается тут же, само собой разумеется, существует вне ее актерского намерения и умения.
👉🏻Интересно, что Ольга Леонардовна играла Раневскую в 1930-е годы всё в том же платье, созданном Надеждой Петровной. В подтверждение этому есть фотография, сделанная в 1932 году. На портрете Николая Ульянова Ольге Леонардовне 36 лет, а на этой фотографии, сделанной в 1932 году уже 64 года.Ольга Леонардовна Книппер-Чехова
О создании портрета Ольга Леонардовна однажды обмолвилась в письме к брату 2 декабря 1904 г.: «…а за последнюю неделю еще Ульянов по утрам ходит, пишет меня теперь из 3-го акта «Вишневого сада», выходит очень хорошо, мягко и интересно. Хочет выставить на «Союзе», здесь».
👉🏻Ещё сохранилось послание самого художника, Николая Павловича Ульянова Ольге Леонардовне в период написания её портрета:
«Дорогая тетя Оля.
Я приходил утром взглянуть на Вас. Было светло, и мне захотелось на минутку посмотреть. Вы ни свет ни заря куда-то ушли. Я пришлю за портретом, чтобы показать его Серову (В. А. Серов был учителем Ульянова; Ульянов работал в его мастерской в 1900 — 1903 гг). Потом я попрошу позволения привезти его обратно, через несколько дней, для полного окончания. Я вчера на Вас издали смотрел в театре, не решаясь подойти, чтобы не мешать и не спугнуть свою мысль о Вас. Я думал о Вас как о незнакомом мне человеке и решал, как надо изобразить в своем художестве. Вы были какая-то другая и очень трогали своей простотой, не одного меня. Я пишу, кажется, что-то лишнее. Но при свете дня почти всегда обнаруживаются недостатки людей. Сегодняшний же день достаточно светел, чтобы показать мою всегдашнюю мечтательность и мою вечную глупость.
Не сердитесь, дорогая тетя Оля.
Николай Ульянов.» 1904 год.
#сценическоеплатье #театр #Раневская #роль #сцена #Чехов #шей_пори #детали #музей #оттделка #платье #портрет

#из_истории_костюма_шейпори
#из_истории_костюма_шейпори
#из_истории_костюма_шейпори

 

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.